Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
18 décembre 2007

РОССИЯ ПРЕВРАЩАЕТ КАЗАХСТАН В ТРАНЗИТНУЮ СТРАНУ

РОССИЯ ПРЕВРАЩАЕТ КАЗАХСТАН В ТРАНЗИТНУЮ СТРАНУ

     Сейчас внимание западных бизнесменов, специалистов и просто авторов, связанных с нефтегазовым бизнесом, Казахстан привлекает, прежде всего, из-за продолжающихся споров между правительством страны и консорциумом иностранных компаний, осваивающих Кашаган, крупнейшее за пределами Среднего Востока месторождение нефти. При этом не остаются, конечно же, вне поля их зрения и другие, происходящие у нас события, имеющие отношение к вопросам производства и транспортировки энергоносителей.

     Так, франкоязычная пресса недавно обратила взор на новость о намерении россиян начинать использовать казахстанско-китайский нефтепровод Атасу-Алашанькоу для вывоза в экспорт своей продукции: «В результате соглашения между Москвой и Астаной российская нефть может в начале 2008 года пойти транзитом в сторону Китая по нефтепроводу, пересекающему Казахстан» Kazakhstan : une nouvelle voie de transport pétrolier de 

la Russie

à

la Chine

», Par Jean GRANOUX, 10.12.

2007 г

.)
. Автор этой публикации Жан Грану, ссылаясь на Анастасию Красинскую из «RBC Daily», говорит, что «эксперты полагают, что этот маршрут будет интересным как для фирмы «Роснефть», которая уже делает поставки в Китай, так и для других российских нефтяных компаний».

    Основа маршрута, о котором идет речь, - это нефтепровод Атасу-Алашанькоу. Но российскую нефть, предназначенную Китаю, надо будет доставлять в Атасу. А это в Центральном Казахстане. Туда углеводороды из Сибири могут прокачиваться по действующему с советских времен трубопроводу Омск - Средняя Азия.

     То есть транзит сибирской нефти из России через Казахстан в Китай технически вполне возможен. Были бы только желание и устраивающие поставщика и покупателя транзитные тарифы. Жан Грану обращает внимание на высказывание Виктора Христенко, российского министра индустрии и энергетики, о том, что в 2008 году «Россия могла бы пустить транзитом до Китая по этому нефтепроводу до 5 миллионов тонн».

     «Сегодня российская нефть поставляется в Китай только по железной дороге через Монголию. Единственный ее поставщик – «Ростнефть», который ведет споры с китайцами по стоимости транспортировки. Нефтепровод мог бы привести всех к согласию», - добавляет автор.

     Вообще-то, Россия собиралась прокачать в Китай через нашу страну немало своей сырьевой продукции уже в текущем 2007 году. Об этом говорили очень серьезные люди. Так, к примеру, Семен Вайншток, тогдашний президент российской трубопроводной компании «Транснефть», в свое время высказал предположение, что суммарный объем сибирской нефти на маршруте через Казахстан в 2007 году может составить порядка 7 млн. тонн.

     В принципе российских компаний, заинтересованных в вопросе поставок нефти китайцам через Казахстан, может быть не одна, а несколько. Но доставляет или доставить их экспортную продукцию в Китай может только «Транснефть» - монополист системы транспорта нефти в России. И если работающие в Сибири нефтедобывающие компании проявляют все возрастающий интерес к возможности использования принадлежащего казахстанской и китайской сторонам трубопровода Атасу-Алашанькоу, можно допустить, что их не совсем устраивают тарифы на маршруте, идущем большей частью по собственно российской территории.

Каковы же они? Дело в том, что там речь идет о комбинированном маршруте. Так, вначале предназначенная Китаю сырьевая продукция с сибирских месторождений доставляется по существующему нефтепроводу в Ангарск в Иркутской области. Там она перегружается в вагоны-цистерны и отправляется по железной дороге в Забайкальск, а дальше через Монголию – в Китай. Комбинированный тариф на этом маршруте по России составляет $12,3 за баррель. Это довольно дорого. Но, тем не менее, такой маршрут используется все более и более интенсивно. Так, транспортировка нефти по нему в Китай увеличилась с 0,25 млн. тонн в 2001 году до 15 млн. в 2006-м.

Кстати сказать, более половины или, если быть точнее, 8 млн. из 15 млн. тонн нефти, экспортированной по этому пути из России в Китай в 2006 году, отправила именно компания «Роснефть», которую Жан Грану называет единственным нынче российским экспортером нефти в Китай, использующим маршрут, следующий через Ангарск и Забайкальск.

На трубопроводном маршруте, протянувшемся из Атасу в Алашанькоу, тариф прокачки сырья составляет $1,4 за баррель. Другими словами – $9,8 за тонну. Как видите, тут он значительно ниже, чем на маршруте через Ангарск и Забайкальск. Более того, он также существенно меньше, чем на маршруте Тенгиз-Новороссийск - $38 за тонну (а до недавнего времени было $30).

То есть пока преимущество маршрута Атасу-Алашанькоу перед действующим российским транссибирским маршрутом, казалось бы, не подлежит сомнению. Но для самих покупающих эту нефть у россиян китайцев, ее куда выгодней получать на границе Китая с Монголией, чем - на границе с Казахстаном. Потому что в первом случае сырье доставляется развитым восточным районам страны существенно ближе, чем во втором случае. И все же часть предназначенной Китаю российской нефти теперь, по-видимому, станет проходить через Казахстан.

Кайрат АМРЕЕВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité